Cтраница 41 из 129
Позже аналогичные выводы были сделаны в Европе группой RUFIT (CONCAWE). Если в качестве исходного значения определенного исследовательским методом октанового числа при концентрации свинца 0,4 г/л принять 96, то оптимальным значением при 0,15 г/л будет 95 при потере 2 % сырой нефти, для неэтилированного бензина 92 при потере 5 % сырой нефти.
Выполнение требований по токсичности, предъявляемых в США Законом о чистом воздухе, предполагает использование неэтилированного бензина для обеспечения возможности применения каталитических нейтрализаторов на основе благородных металлов. В настоящее время доступным стал сравнительно недорогой неэтилированный бензин с определенным исследовательским методом октановым числом, равным 91, однако при его применении в процессе испытаний автомобилей на токсичность часто наблюдаются начальные признаки детонационного сгорания. Результатом этого является потребность увеличения октанового числа топлива, хотя некоторые водители сейчас чаще, чем раньше, допускают легкий детонационный стук. Вероятно, конструкторы с учетом недостатка знаний о фактических повреждениях двигателей при детонационном сгорании, а также с учетом хорошей звукоизоляции двигателей в современных автомобилях излишне опасаются приближения к условиям, соответствующим возникновению детонационного сгорания.
При условиях отказа от применения антидетонационных присадок и повышения эффективности процесса очистки нефти в последующие годы широкого использования топлив нефтяного происхождения основным, по-видимому, будет бензин с определенным исследовательским методом октановым числом, равным 93. По мере распространения получаемых из каменного угля насыщенных ароматических соединениями топлив опять появится возможность увеличения октанового числа до 100, а если на топливном рынке появится метанол, получаемый из каменного угля, то возможно, будет увеличение октанового числа до 100—110, в зависимости от необходимости применения дополнительных устройств (например, для введения 5 % пентанов при пуске).
Само собой разумеется, что любое существенное достижение в Двигателестроении потребует переоценки эффективности системы Двигатель — нефтеочиститель — сырая нефть и выявления новых оптимальных характеристик топлива.
Приготовление топливовоздушной смеси. Для работы двигателя в условиях, близких к условиям начала детонационного сгорания, важно, чтобы коэффициент избытка воздуха во всех цилиндрах был одинаковым. В карбюраторных двигателях и в двигателях, у которых смесь образуется во впускном трубопроводе практически невозможно добиться равномерного распределения жидкого топлива и его паров. Неравномерное распределение смеси может стать причиной детонационного сгорания при работе двигателя на бедной смеси, поскольку в одном или нескольких цилиндрах отношение количества воздуха к количеству топлива может достичь значения, соответствующего максимальной для детонационного сгорания концентрации топлива в смеси. Кроме того, тетраэтиловый свинец (с точкой кипения 200 °С) и стойкие к детонационному сгоранию фракции топлива (кипящие при 100—200 °С) частично отделяются от более легких углеводородов (кипящих при 30—100 °С), у которых октановое число, определенное исследовательским методом, меньше; оно называется октановым числом при 100 °С, или октановым числом первой части смеси.
|