Cтраница 81 из 129
Критические конфигурации. В литературе можно найти много информации о сопротивлении от давления при обтекании тел необтекаемой формы и о механизмах возникновения этого сопротивления. Рассмотрение этой информации вселяет надежду, что, используя некоторые факты, можно, по крайней мере, предсказать тенденции изменения сил и картин обтекания при изменении формы тела. Полезным результатом изучения этой информации было бы её использование для более грамотной постановки экспериментальных исследований. Однако, хотя возможности более точного предсказания особенностей поведения тел необтекаемой формы в потоке, несомненно, постоянно возрастают, необходимость систематических экспериментальных исследований обтекания тел при изменении их параметров с целью отыскания оптимальной для решения поставленной задачи формы, будет всегда охраняться.
Одной из причин сохранения необходимости проведения систематических экспериментальных исследований является существование так называемых «критических конфигураций», т. е. таких ситуаций, когда при изменении какого-либо параметра Формы тела его аэродинамическое сопротивление достигает локального максимума. Существование максимума, т. е. немонотонное изменение величины CD с изменением какого-либо параметра вносит определенные трудности. При этом приходится сталкиваться с различными закономерностями изменения величину в различных диапазонах изменения параметра и с тем, что смена закономерностей происходит при некотором заранее неизвестном значении параметра. В литературе по аэродинамике тел необтекаемой формы есть ряд примеров детального исследования таких критических конфигураций. Фактически их, вероятно, гораздо больше, но они не все тщательно исследовались и по ряду причин не обо всех сообщалось в печати либо потому, что результаты исследований были неожиданными и поэтому не внушали доверия, либо потому, что результаты не представляли интереса с точки зрения частных целей проводившихся исследований, и поэтому, как говорится, они остались за кадром.
Критические конфигурации могут встретиться и у тел гладкой формы, как, например, это случилось в ходе исследования Мейром влияния на аэродинамическое сопротивление осесимме-тричных тел длины хвостовой части обтекаемой формы при ReD = = 460 000. Для трех из восьми испытанных хвостовых частей обтекаемой формы он установил наличие критических значений длины, при которых аэродинамическое сопротивление достигало максимума (длина каждой хвостовой части изменялась простым отсечением ее).
|