Cтраница 107 из 129
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Коробки передач с ручным переключением. Для малолитражных автомобилей повсеместное распространение получила схема трансмиссии с передними ведущими колесами и четырехступенчатой коробкой передач с ручным управлением, расположенной непосредственно у ведущего моста. Это недорогая трансмиссия, в которой коробка передач позволяет эффективно изменять передаточные числа, и функции коробки передач и главной передачи объединены. Передаточные числа для такой системы лучше выражать в виде отношения частот вращения коленчатого вала двигателя и ведущих колес, поскольку отдельно частоты вращения ведомого вала коробки передач и передаточные числа ведущего моста, когда функции их объединены, особого интереса не представляют. В обычных переднеприводных автомобилях среди передаточных чисел есть число, равное единице, т. е. имеется прямая передача. Полные передаточные числа представляют собой произведения передаточных чисел коробки передач на передаточное число ведущего моста.
Поскольку значительную часть ездового цикла ЕРА составляет движение при малом крутящем моменте, при оценках топливной экономичности следует пользоваться диаграммой КПД, а не одним каким-либо числом. Значения КПД главной передачи будут рассмотрены в этой главе ниже.
Однако коробка передач с ручным переключением не может быть идеальной, поскольку возможно использование лишь ограниченного количества передаточных чисел. Эти передаточные числа и интервалы между ними, а также передаточное число главной передачи подбираются из условия обеспечения наилучших показателей топливной экономичности, производительности, максимальной скорости и способности к движению. При слишком большом количестве передаточных чисел или при малом отличии их друг от друга может потребоваться слишком частое переключение передач. Разрывы силового потока при переключениях сказываются на производительности, а частое включение ускорительного насоса отрицательно влияет на экономичность. Добавление пятой передачи к четырехступенчатой передаче может привести к улучшению осредненного показателя топливной экономичности примерно на 3,5%. Дополнительная шестая передача позволила бы добиться еще меньшего эффекта, так что ее введение для легковых автомобилей нецелесообразно из-за усложнения конструкции и увеличения трудоемкости управления.
|