Cтраница 86 из 129
Кузова автомобилей весьма разнообразны: от седанов через Кузова с полого спускающейся крышей и кузова с задней дверью до фургонов. (К последнему стилю относятся также автофургоны, грузовики и автобусы). Переход от одного стиля к другому можно рассматривать как выбор формы задней части кузова, которая может оказать существенное влияние на величину аэродинамического сопротивления. Основное отличие всех этих стилей друг от друга состоит в значении угла наклона крыши. Джанссен и Гухо установили, что при углах наклона, близких к 30°, наблюдается резкое возрастание аэродинамического сопротивления автомобилей с задней дверью. Этот результат стимулировал фундаментальные исследования Морела влияния угла скоса основания осесимметричного цилиндра, в которых угол скоса основания менялся от 90° (вертикальное основание) до 20°.
Был осуществлен ряд экспериментов по изучению влияния турбулентности набегающего потока, скругления верхнего края (крыши), относительного удлинения скошенной поверхности и анализу эффективности козырьков. Влияние турбулентности набегающего потока интенсивностью 6 % состояло в смещении критического значения угла скоса в сторону несколько больших значений, в остальном же вид кривой аэродинамического сопротивления остался неизменным. Скругление верхнего края, с другой стороны, имеет ярче выраженный эффект, заключающийся в смещении критического значения угла в сторону существенно больших значений. Наибольший эффект из всех указанных параметров оказала величина относительного удлинения наклонной поверхности (отношение ширины наклонной поверхности к ее длине). Было установлено, что при приближении относительного удлинения к единице прирост коэффициента сопротивления значительно увеличивается по сравнению с изображенным для относительного удлинения величиной 1,5. В этом случае отношение максимального значения коэффициента сопротивления при критическом значении угла к минимальному значению при малых углах скоса равнялось 3,5 в свободном потоке и 2,3 около поверхности, а само критическое значение угла смещалось в сторону больших значений угла скоса.
|