Cтраница 31 из 129
Предположение о том, что частицы свинца присутствуют в зоне детонационного сгорания в виде облака частиц размером порядка 100 А (1 А= 10~10 м), впервые было выдвинуто в 1940 г.. В 1961 г. Даунз и др. с помощью тиндализации показали наличие облака в двигателе, приводимом в движение от другого двигателя, при достижении поршнем ВМТ, а частицы размером порядка 100 А были обнаружены в газах, отобранных из приводимого в движение и из работающего двигателей. В соответствии с современной теорией коагуляции времени для образования аэрозоли свинца до начала процесса детонационного сгорания вполне достаточно.
Антидетонационное действие, вероятно, заключается в каталитической дезактивации поверхности активных центров. Возможно «стимулирующее» окисление влияние, но оно было обнаружено лишь в незначительной степени у магния. Уолш считал, что РЬО нарушает стехиометрический состав смеси, в отобранных газах из двигателей, работавших на максимально восприимчивых к свинцу топливах, была обнаружена самостимулирующая активная красная окись свинца, хотя, по-видимому, антидетонационное влияние оказывают все окиси свинца. В отличие от термически неустойчивого пента-карбонила железа, свинец слабо влияет на первую стадию двух-стадийного процесса воспламенения.
Свидетельства в пользу того, что эффективность антидетонационного действия свинца обусловлена кристаллическим строением окиси свинца, не согласуются с теорией антидетонационного действия РЬО в молекулярном состоянии. Топлива, в которых холодное пламя незначительно или отсутствует, т. е. такие, как метанол, бутиловый спирт и бензол, мало восприимчивы к свинцу, а в стационарных двигателях он оказывает даже отрицательное влияние, в то время как пентакарбонил железа в таких ситуациях действует гораздо эффективнее. Обе присадки в процессе детонационного сгорания полностью разлагаются, различие их действия можно объяснить как неэффективностью разрыва цепей в процессе высокотемпературного окисления, в котором участвуют короткие цепи, так и сильным окисляющим действием этиловых групп тетраэтилового свинца. Интересно, что при заполнении камеры сгорания двигателя, приводимого в движение от другого двигателя, воздухом с тетраэтиловым свинцом без топлива, образуется развитое холодное пламя, и при степени сжатия 8 : 1 происходит самовоспламенение.
|