Cтраница 85 из 129
Эксперименты Сайкса были повторены Пржирембелем, пришедшим, по существу, к таким же выводам. Поскольку количество воздуха, необходимого для осуществления донного отсоса, невелико, такой подход выглядит практически осуществимым. Однако, рассматривая эту проблему более внимательно, нетрудно установить, что доступных для осуществления донного отсоса потоков воздуха, используемого для вентиляции салона для пассажиров, выпускных газов и воздуха, предназначенного для охлаждения двигателя, недостаточно. Это означает, что для подачи необходимого количества воздуха требуется дополнительный насос. Эффективность такой вспомогательной системы была проанализирована Мейром, который пришел к выводу, что получаемое при этом уменьшение аэродинамического сопротивления было бы с лихвой перекрыто насосными потерями и потерями количества движения при вдуве. Таким образом, донный отсос нельзя считать перспективным методом уменьшения сопротивления.
Кроме упомянутых ранее методов уменьшения аэродинамического сопротивления предложено много других. К ним относятся регулирование пограничного слоя с помощью отсоса или вдува, направляющие лопатки в местах большой кривизны, движущиеся поверхности и даже выступающие элементы.
Большинство этих предложений при более тщательной проверке оказываются нецелесообразными, поскольку либо они не дают никаких преимуществ при рассмотрении всей системы в целом, либо преследуемая ими цель гораздо проще достигается улучшением формы автомобиля. По-видимому, единственным исключением, по сообщениям Хескестада, из «правила», гласящего, что в системе в целом нельзя добиться никакого выигрыша механическими средствами, является «эффект краевого отсоса».
|