Cтраница 96 из 129
Испытания в аэродинамических трубах современных автомобилей подтвердили различие коэффициентов аэродинамического сопротивления в случаях, когда радиатор защищен экраном и когда он открыт для прохождения воздуха (при неработающем вентиляторе). При прохождении потока воздуха для охлаждения коэффициент аэродинамического сопротивления увеличивается, на величину от 0,01 до 0,06. Такой широкий диапазон является, по-видимому, следствием различия размеров двигателей (чем больше двигатель, тем больше воздуха требуется для его охлаждения), различия характеристик падения давления в разных конструкциях трубопроводов и различия величины локального давления на выходе. Для большинства испытанных автомобилей при прохождении воздуха через радиатор коэффициент аэродинамического сопротивления увеличивался примерно на 0,03, и, по мнению Гухо, величина увеличения, близкая к 0,01, является показателем хорошего качества конструкции.
При создании высококачественных конструкций следует уделять внимание трем основным моментам. Во-первых, это оптимальное проектирование высокоэффективных радиаторов с небольшим падением давления. Во-вторых, это проектирование трубопроводов для воздуха, не приводящих к увеличению аэродинамического сопротивления. И, наконец, это соответствующий подбор воздухозаборника и выходного канала, возможно, в сочетании с расположенными под кузовом экранами, которые создаю давление торможения перед ними и пониженное давление с ними.
Выступающие элементы. В каждом автомобиле имеется ряд выступающих элементов, таких как наружные зеркала, фары, радиоантенны, украшения капота, ручки дверей, стеклоочистители, решетчатые багажники, бамперы, ободки оконных стекол, водоотводящие желобки и ряд различных элементов под кузовом. Около каждого из этих элементов образуется локальный поток, который создает дополнительное аэродинамическое сопротивление. Это сопротивление часто называют паразитическим или интерференционным.
Происхождение последнего наименования связано с тем, что выступающие элементы часто располагаются в таких местах, где локальная скорость потока существенно превышает скорость набегающего потока, причем это превышение обусловлено влиянием кузова на характеристики потока. Сопротивление, создаваемое выступающими элементами, может увеличить величину коэффициента аэродинамического сопротивления примерно на 0,05 (при предположении, что площадь их лобовой поверхности составляет 5 % площади лобовой поверхности автомобиля и что коэффициент их аэродинамического сопротивления с учетом локального увеличения скорости близок к единице). Это составляет примерно 10 % сопротивления современных автомобилей и будет составлять еще более значительную часть у автомобилей малого аэродинамического сопротивления будущего, если только не будут предприняты специальные меры для уменьшения сопротивления выступающих элементов.
|