Cтраница 60 из 129
Соотношения ЭГД-теории используются для конструирования смазываемых машин, особенно машин, эффективных в весовом отношении. Однако существуют и другие ограничения практического применения сконструированных на основе этих отношений деталей, помимо связанных с точностью вычисления h. Одно из наиболее важных ограничений связало со случаями, когда на поверхности действует нагрузка, а скорость недостаточна для обеспечения нужной толщины пленки жидкости. К таким случаям относятся пуск и остановка двигателей и систем передач.
Условия при пуске в этом смысле хуже условий при остановке, поскольку для изменения толщины пленки требуется время. Особенно серьезно стоит эта проблема для мест контакта распределительного вала двигателя с подвижными деталями. Одним из путей решения проблемы может быть увеличение площади, воспринимающей нагрузку. Другим путем может быть увеличение вязкости смазочного вещества, способствующее защите от перегрузки всех пар трения. Однако увеличение вязкости просто увеличивает вязкое сопротивление в хорошо подогнанных радиальных подшипниках.
Интересные разработки появились в начале 1950-х годов, которые имели целью повышение надежности работы пар трения, в частности, в случаях чрезмерного утонения пленки смазывающего вещества. В масло для двигателя добавлялись сложные химические вещества, которые поглощали окислы металлов поверхностей подшипников. Физическая природа этого поглощения точно не была установлена. В результате поглощения образовывалась очень тонкая пленка с очень высокой вязкостью, однако она в процессе работы разрушалась, и необходимо было ее постоянно пополнять. Наиболее часто используемой в настоящее время защитной присадкой (называемой также антиизносной присадкой) является цинк-диалкил-дитио-фосфат (zinck-dialkyl-dithio-phosphate — ZDDP). Эта присадка содержит цинк, серу и фосфор. Исследования показали, что каждое из этих веществ эффективно снижает трение.
Окончательным эффектом применения ZDDP и других аналогичных присадок является то, что элемент двигателя (и зубчатые передачи) могут работать при отсутствии жидкой смазочной пленки во время пуска и могут выдерживать кратковременные перегрузки. Таким образом, при использовании антиизносных присадок появляется возможность уменьшения размеров опорных поверхностей в двигателе и применения смазки меньшей вязкости. На основании этого можно сделать вывод о необходимости разработки присадок улучшенного типа для уменьшения трения в двигателях. Следует, однако, иметь в виду, что эти присадки обычно оказывают коррозионное воздействие. Наиболее существенно эти присадки влияют на усталостные характеристики многослойных вкладышей подшипников коленчатого вала. Так что необходимо найти компромисс между защитными свойствами присадок при кратковременных перегрузках и их отрицательным действием при длительной эксплуатации.
Хорошими смазочными веществами служат некоторые твердые вещества. Двумя наиболее распространенными являются графит и дисульфид молибдена. Менее распространены, по крайней мере в автомобильной промышленности, тефлон и другие длинно-цепочечные полимеры.
|