Cтраница 61 из 129
Графит и дисульфид молибдена заслужили репутацию хороших защитных средств от задиров, образования царапин и других видов повреждений поверхности при горячей штамповке и аналогичных процессах. Горячая обработка обычно производится при таких температурах, когда жидкие смазочные вещества сгорают и разлагаются, в результате чего трущиеся поверхности остаются незащищенными. Графит и дисульфид молибдена являются наилучшими смазочными веществами в некоторых ситуациях. Связи между слоями относительно слабы, что допускает возможность сдвига при малых напряжениях. Напряжение сдвига слабо зависит от величины усилий, действующих перпендикулярно плоскостям скольжения. Таким образом, при больших значениях W величина F относительно мала, следствием чего является малая величина коэффициента трения р., близкая к 0,01. Однако при очень малых значениях W величина и для дисульфида молибдена может достигать 0,6, а для графита — 0,48.
Прочность связей гексагональной структуры слоев дисульфида молибдена и графита очень велика, поэтому края плоскостей очень твердые и обладают абразивным действием. Эта их особенность служит причиной износа деталей машин при добавлении дисульфида молибдена или графита в жидкие смазочные вещества. Однако, если учесть, что твердые смазочные вещества пред. отвращают задиры и заедание, некоторый износ можно допустить.
ТРЕНИЕ В ДЕТАЛЯХ АВТОМОБИЛЯ
Наибольшие потери энергии, связанные с трением в деталях автомобиля при движении с установившейся скоростью, происходят в двигателе. Распределение энергии в двигателях различных автомобилей различно, оно зависит также от режима эксплуатации. Например, при смешанном городском и магистральном ездовом цикле ЕРА энергия, образующаяся в результате сгорания топлива, распределяется следующим образом: 33 % теряется с отработавшими газами, 29 % передается в систему охлаждения цилиндров и картера и 38 % превращается в индикаторную мощность (среднее значение давления в цилиндре, умноженное на площадь поршня и скорость). Логичнее было бы говорить об эффективной мощности, однако следует знать, что лишь 12 % энергии от сгорания топлива расходуется непосредственно на движение автомобиля. Это означает, что тепловые потери от подводимой энергии составляют 88 %, что лишь немного лучше полной 100 %-ной потери, когда автомобиль с работающим двигателем продолжал бы стоять.
Даваемый ведущим колесам, преодолевает незначительные усилия в тормозных устройствах из-за их недостаточно полного отключения, сопротивление качению шин и аэродинамическое сопротивление. Величина сопротивления качению шин составляет примерно 20 фунтов (89,0 Н) на 1000 фунтов (4448 Н) нагрузки, она сильно зависит от внутреннего давления в шине и мало зависит от скорости. Сопротивление тормозных устройств автомобиля может достигать 20 фунт (89,0 Н), а аэродинамическое сопротивление возрастает по логарифмическому закону с увеличением скорости.
|