Пятница, 23 Окт. 2020

Клевые тачки

Ваше мнение

Чьему производителю авторезины Вы доверяете?
 
Запруда для времени

Древние Volvo, броня советов, музей скульптуры на капоте... Река времени получила живописную запруду на "X Олдтаймер-галерее" Ильи Сорокина.

Все изменчиво, кроме закона изменений. Рыдван превращается в сокровище, архаичность - в антикварность. В «ревущие двадцатые» отсутствие электрического стартера на вашем Cadillac вызвало бы бурю насмешек, а сегодня - умиление. Cadillac Model 30 1909 года заводился ещё рукояткой. Согласно легенде, заказ на электростартер и его изобретение связаны с трагедией. У одной дамы на дороге заглох мотор, и оказавшийся рядом джентльмен вызвался помочь и завел двигатель. Увы...

Наверное, загляделся на дамские ножки: радостно завертевшаяся рукоятка разнесла кавалеру челюсть.


Джентльмен скончался в больнице, он оказался другом основателя Cadillac Генри Лиланда. Последний решил навсегда обезопасить свои авто и своих друзей и заказал новацию. Инженер Чарлз Кеттеринг справился на «пять». Любуйтесь дамами смело.

Соседнему реликту - Itala 14/18 1912 года - приходится нести вековой крест сражения с русскими дорогами. На машине марки Itala принц Боргезе аж в 1907 г. произвел пробег Париж - Пекин. Дороги были посрамлены. В 1989 году итальянцы повторили подвиг на другой Itala. Кстати, с этой марки начал свою историю гараж Ватикана. Представленная Itala, как и Cadillac, не знала горя в солнечном Монако, в коллекции принца Ренье III, пока их не приобрели на Christie пару лет назад. Теперь они в собрании Александра Иванова. Дорога ждет.

Впрочем, имперские сокровища прячутся не только за золотым горами в Монте-Карло. «Х Олдтаймер-галерею» открывает бронированный лимузин ЗИС-115, мирно стоявший во дворе Бауманского института вплоть до 90-х и тогда же выкупленный «за символическую сумму».

»ЗИС» как «ЗИС», только на сдаче изделия группу конструкторов рассадили в авто и поливали огнем из автоматов. Конечно, если верить легенде.


Не менее драматична история адмиральского катера с крейсера «Эмден», третий рейх. Чудом спасся из лап смерти, в тот раз явившейся в облике бульдозера. Его нашли при расчистке лодочной стоянки в Питере. Приютили, обсушили, Немец долго плакал и жаловался. На перелицовку надстроек, на двигатель от «Победы». Сам крейсер утопили англо-американцы, утюжа Кенигсберг в 1945 году. Уцелевший катер партия подарила академику Иоффе. Отличная традиция сорокинской ярмарки - привлекать антиквариат из других стихий. «Олдтаймер-галерея» по периметру плавно переходит в блошинный рынок, где вольготно чувствуют себя такие симпатичные «автоблохи», как игрушечные грузовики из брежневского детства или расписные американские номерные знаки. New York можно приобрести за пятьсот рэ. California? Восемьсот - не меньше. Край звезд, Голливуд...

Автомобиль - городская скульптура не только по природе, но и по авторству.


В грации президентского Citroen DS23 Pallas угадывается Искусство, но редко вспоминается итальянский скульптор Фламинио Бертони. Но если автомобиль вряд ли въедет в Пушкинский музей в ближайшие годы в отличие от тряпочек Chanel, то собрание маскотов вполне может претендовать на временную экспозицию. В их золотой век (примерно 1907-1947 гг.) фигурки на капоте делали ведущие европейские скульпторы, часто индивидуально: пионер ар-деко Рене Лалик, Базен, Лаверье, Паен. Автор техницистской фигурки с Voisin неизвестен, но явно мастер. Уж не Корбюзье ли (старый партнер Вуазена)? В коллекции Олега Борисова более 350 фигур, некоторые, как голова туземца, могли выпускать пар, когда машина кипела. Или вертеть пропеллером. Были и такие, что снимали цилиндр на повороте. Спросите, вам расскажут.

Центр антикварного созвездия - экспозиция Volvo. Во главе - Папа-Швед, Volvo 1927 года, прозванный «Якобом». Чтобы правильно выговорить его модификацию, придется по-прибалтийски растянуть буквы «Ёв». Если последние звездные шведы хорошо известны на Руси ещё с советских времен, когда их ввозили из Финляндии продвинутые академики, то история марки в 50-х кажется более тусклой. На самом деле именно Amazon и P1800 сделали марку. Первая - работы дизайнера Яга Вильсгарда - воплотила идею безопасного авто в современной динамичной форме. Вторая стала дебютом фирмы на рынке серийных спорткаров.

Ее прославил Роджер Мур, разъезжавший на ней и в сериалах, и в жизни. Северный мужчина на северной машине.


Стильно. Впрочем, Volvo достойно отдельной истории. Так, на выставке, увы, не увидишь газогенераторной установки, довеска в виде прицепа или багажа, который спасал автопарк в энергетический голод времен Второй мировой.

«Мерседесы», «Ягуары», гоночные «эмки», маршальские вездеходы, гагаринские «ЗИЛы», Nissan Figaro, из которого явно вырос девичник Nissan Micra…. Невдалеке брежневский Nissan President. Тот, кто смотрел что-то кроме «Бедной няни», всегда найдет в галерее свою историю. Только нужно правильно подгадать время, иначе придется ходить по МКАД пешком, обгоняя автомобили и изобретая проклятия для московских чиновников и их родственников. Как в пробке в пятницу.