Суббота, 27 Нояб. 2021

Клевые тачки

Ваше мнение

Чьему производителю авторезины Вы доверяете?
 
Корыто марки BMW

На приличном международном автосалоне всегда есть уголок старины. На Московском автосалоне-2006 эту роль исполнила восьмая "Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина". Возможно, в последний раз.

Фронтовой «Мессер», свиное корыто марки BMW, умопомрачительные велосипеды, построенные задолго до победы исторического материализма. Таков эффектный «кортеж» для особ вроде Rolls-Royce Phantom V 1960 года из гаражей Ватикана или для лоснящегося Horch 853 Sport-Cabriolet от подсудимых Нюрнбергского трибунала (уже в 30-е годы немецкая игрушка сравнялась по цене с роскошной виллой, а сегодня аукционная стоимость авто, по данным организаторов, свыше миллиона евро).

Все это можно найти в «Олдтаймер-галерее Сорокина» в «Крокус-сити», технический антиквариат без границ - занятно и куртуазно.


Гвоздь программы - Itala 14/18 CV Roadster 1912 года. Настоящее ретро из эпохи «больших гонок». До сих пор зафиксировано всего два визита Itala в Россию: на модели этой марки некий Шипьоне Боргезе выиграл гонку Париж - Пекин в 1907 г., а в 1989 г. маршрут гонки повторила другая Itala. Этот же экземпляр россияне купили на аукционе в Монте-Карло. Правда, разрекламированный приезд «Лорен-Дитриха», культовой марки поклонников творчества Ильфа и Петрова, на сорокинскую выставку не состоялся, но зато в уголке скромно примостилось семейство удивительных велосипедов. В коллекции Андрея Матвеева уникальные «костотряс» 1865 (!) года Bone Shaker, трехколесный детский велосипедик работы орловского кузнеца, английская «игрушка» с огромным передним колесом 1896 года. Есть даже Hirondelle 1910 года с передачей «ретро-директ»: крутишь педали вперед - едешь на «первой передаче», крутишь назад - едешь быстрей.

Но самое потрясающее - крестьянский самопал начала XX века. Какой-то деревенский умелец скопировал «фирму», топорно сбив вел из грубых досок, присобачил ремень и ездил.


В коллекции уже 250 экземпляров: некоторые и поныне успешно собираются по деревням, другие ввозятся с аукционов - цена некоторых свыше 5 тысяч долларов. Сам авторяд с первого взгляда может показаться и приевшимся. Одни экспонаты регулярно выползали на авторалли, кто-то красовался на «Экзотике», а кто и просто двадцать первая «Волга». И будь она трижды гагаринской, ей и останется (кстати, если представленная «Волга» - подарок ЦК, то Гагарин от нее быстро избавился: когда ему подарили «Матру», «подарок» тогда отослали в деревню, родителям). Рядом два кремлевских ЗИС-110 (кремовый открытый и черный классический), и вдруг… бельевая веревка с сохнущими трениками и палатка, разбитая рядом с Москвичом-423Н, первым советским серийным универсалом.

Вышла чудесная инсталляция, островок быта продвинутых горожан пятидесятых.


Невдалеке дорогущая деревянная скорлупка реплики Triumph. Эту машину года два безуспешно торговали на всяких олдтаймерских слетах, включая и унылейший аукцион ретро, проведенный у снобской «Галереи» в Жуковке в прошлом году. На тех торгах даже залетные шоколадницы дохли от скуки, не говоря уж о бывалых «бабочках» из соседнего ресторана. Скука для непосвященных - бич ретрособытий, и на «Олдтаймер-галерее» с этим старались грамотно бороться. Организаторы завели себе джаз-банд, веломанов и «блох». На дальних рубежах выставочного зала снова раскинулся блошиный рынок, где меняют хозяев патефоны, шлемофоны и прочая техутварь. Плюс игрушки, альбомы, портреты вождей. Трофеев, трофеев...

Перефразируя Александра Невского, можно вывести формулу: кто к нам с мечом придет, отправится восвояси голым и пешком - без колес, без крыльев, без меча.


Сразу при входе бросается в глаза Мессершмитт-109. Как «рассказал» видеофильм, истребитель подбили 24 ноября 1944 г. в воздушном бою, о чем свидетельствуют отверстия от 20-миллиметровых снарядов пушки отечественного истребка. Машину нашли в 2000 году в море под Мурманском. Музей техники В. Задорожного отреставрировал его и готовит к полетам. Сам пилот машины Вилли Шлиммер до сих пор числится пропавшим без вести. Эх, Вилли, Вилли, летал бы дома! Рядом с «мессером» другой трофей. Симпатичный желтый BMW, напоминающий люльку с фарами на велосипедных колесах, когда-то ублажал мелкого эсэсовца. Сам эсэс сгинул на восточном фронте, а его игрушку ввезли в Белоруссию. Купить ее ценителям предложили на «экзотике» в 2000 году (это к спору о том, можно ли ещё что-то найти в закромах Родины).

Оказывается, «бумер» по частям «прятался» не то в белорусской, не то в украинской деревне: кузов работы Bernh Kramer использовался в качестве корыта для свиней, а двигатель служил якорем для лодки.


Рядом ещё две спортивных игрушки от BMW: DIXI DA2 - немецкий Austin-Seven и герой гонок BMW-326. Чуть дальше - парад недавних дорогих приобретений, ввезенных в Россию. Самый маленький Rolls-Royce - 20 HP Landaulette, Cadillac V8 Dual Cowl Phaeton, который украшал стенд Cadillac на автосалоне в Нью-Йорке в 25-ю годовщину марки, шестиметровый Cadillac V16 Sport Roadster 1930 года, скромный Hudson из «ревущих двадцатых», дитя давно ушедшей марки. Увы, все это буйство технической роскоши в этом году забуксовало.

Приток ретроперлов законодательно прекращен, поскольку все они попали под запреты, связанные со стандартом «Евро-2». Про коллекционные машины просто забыли (а может, и не знали вовсе?).


Это вдвойне смешно, если учесть, что даже в Советском Союзе импорт антиквариата шел по линии госполитики: по некоторым данным, несколько миллионов инвалютных рублей было потрачено на приобретение раритетов, ставших основой коллекции Рижского музея. В очередной раз правильный по идее российский закон становится анекдотом из-за того, что его авторы не позаботились элементарно проработать смежные вопросы. Правда, интерес к автоантиквариату и к связанному с ним бизнесу со стороны состоятельных российских персонажей оставляет надежды на здравый смысл. Во всяком случае, выставочный видеофильм демонстрирует впечатляющие кадры строительства нового музея технического антиквариата на Ильинском шоссе. На «Олдтаймер-галерею» можно ещё успеть в субботу и воскресенье. «Крокус-сити». МКАД.