Суббота, 26 Сент. 2020

Клевые тачки

Ваше мнение

Чьему производителю авторезины Вы доверяете?
 
Электрический мир
Фото автора

Цена барреля сырой нефти скоро достигнет $160. Это сколько же тогда будет стоить литр бензина - около $10? Закрывшийся вчера Токийский автосалон изобиловал концептами, использующими альтернативные источники энергии: автопроизводители возвращаются к решениям, пылившимся на полках благодаря усилиям нефтяного лобби.

Трансмиссия современных автомобилей съедает до 40% мощности двигателя, значит, от КПП, ведущих мостов и карданов нужно отказываться. И что же тогда станет крутить колеса? Решение было найдено не вчера, вот только сейчас уровень развития технологий позволил применить его на автомобилях. Советский «Луноход», опустившийся 17 ноября 1970 года в море Дождей, имел все восемь ведущих колес, внутри которых находились электродвигатели. Правда, ползал тот аппарат со скоростью улитки, зато современные мотор-колеса способны разогнать автомобиль до огромных скоростей.

Мотор-колесо устроено предельно просто: на цапфе неподвижно монтируется ротор электрической машины, к ступице крепится статор - эти две части электродвигателя в данном случае поменялись ролями, подвижный стал неподвижным и наоборот. На статор надевается защитный кожух, потом к нему крепится тормозной диск с суппортом - и все, можно накидывать колесо: все элементы силового агрегата, тормозов и даже подвески поместились внутри диска.

Именно так устроен привод большинства концептов, представленных автоконцернами Страны восходящего солнца. Honda FCX Concept, Mitsubishi MIEV, Mazda Senku - все они сделаны по схожим схемам. В центре транспортного средства под полом расположены блоки литий-ионных батарей,

на одном заряде они способны тащить автомобиль около 250 км со средней скоростью около 60 км/ч. А лет через пять их энергоемкость, как обещают японские инженеры, удвоится.


Сейчас в этой области ведутся очень активные исследования, в «аккумуляторную» науку вкладываются серьезные средства. И в конструирование электродвигателей тоже: например, недавно удалось создать очень компактные и сильные постоянные магниты, благодаря которым появилась возможность изготавливать те самые мощные, экономичные и предельно миниатюрные мотор-колеса.

Насколько же они мощны и что могут машины, ими оснащенные? Многое. Например, восьмиколесный прототип ELIICA, сконструированный студентами из университета Кейо, разгоняется до 370 км/ч, а «сотню» делает всего за 4,1 с. И в поворотах он стоит как вкопанный, все восемь ведущих и управляемых колес позволяют двигаться по сколь угодно сложной и крутой траектории. А вот Nissan Pivo, наоборот, тихоходный, его удел - ползать по узким городским улочкам со скоростью велосипедиста. Медленно? Зато батарей хватит надолго, ведь проблема подзарядки в пути пока что неразрешима без применения ДВС, то есть по ставшей уже привычной схеме «гибрид». Однако она при всех преимуществах данной концепции все же уже становится вчерашним днем. Ищут ли инженеры обходные пути? Да.

Конструкторы из Honda в качестве добавочного источника энергии поместили в свое концептуальное шасси FCX блок водородных топливных элементов, на некоторых стендах, например, у Nissan, были представлены те же решения. Однако пока что данное направление можно назвать малоперспективным, уж больно дороги эти устройства (около миллиона долларов на один автомобиль!), да и индустрия по производству водорода пока что находится в зачаточном состоянии. Еще вариант - засунуть в машину баллон с тем же водородом и переориентировать ДВС на питание не бензином или соляркой, а самым распространенным в природе элементом. Подобное решение я видел на стенде Mazda - там знаменитый роторный мотор Genesis научили кушать водород. Правда, весь объем багажника сожрал этот самый баллон, в общем, иначе чем экспериментальным это творение назвать нельзя. Поэтому все внимание - на авто с питанием от супераккумуляторов.

Mitsubishi Lancer Evolution MIEV тоже спринтер. Моментально сжигая аккумуляторы, он ускоряется почти до 200 км/ч всего за несколько секунд, однако это экспериментально-выставочный образец, далекий от реальной жизни. Но есть и почти товарный автомобиль. Mitsubishi Colt с той же приставкой MIEV шустро возил меня по заводскому полигону концерна, практически бесшумно ускоряясь и столь же тихо останавливаясь. Под капотом у него пусто, как у «Запорожца», а приводят его в движение две алюминиевые болванки диаметром 30 и толщиной около 10 см - это моторы, спрятанные в задних колесах. Плюс аккумуляторы под полом - вот и готов электромобиль.

На конвейер именно эта машинка не пойдет, однако уже к 2010 году появится товарный образец, городской компакт-однообъемник, стоимость которого не будет превышать 1,5 млн иен (по нынешнему курсу это $13 тыс. - столько сегодня стоит обычный бензиновый Colt).


Если заряжаться ночью, а днем расходовать запасенную электроэнергию, то выйдет это примерно раз в пять дешевле, нежели покупать бензин. Заметьте, это при нынешних ценах на нефть, а не при прогнозных, тогда этот разрыв еще увеличится, ведь стоимость киловатт-часа, выработанного на АЭС, неподвластна арабским шейхам. И еще, японцы считали выгоду по своим ценам на бензин, они там на уровне доллара за литр, а в Европе данный показатель выше почти в два раза при примерно равной стоимости киловатт-часа.

Отчего же уже сегодня мы все дружно не переходим на массовый выпуск электромобилей, ведь на первый взгляд особых препятствий для этого не существует? Моторы есть, аккумуляторы тоже, стоимость и тех и других падает, новые АЭС постоянно строятся, зарядные устройства для заправки этих авто вообще не проблема. Да и водородные «ячейки» скоро подешевеют.

в Honda Motor прогнозируют, что к 2015 году цена набора таких устройств для одного авто упадет в 20 раз - до $50 тыс. А спецы из General Motors и того оптимистичнее: по их прогнозам, уже к 2010 году они опустятся до $5 тыс.


Короче, жить будет хорошо.

За прошедший год прогресс по электрическим разработкам стал особо заметен, ранее наблюдалось некое вялое копошение. «Невыгодно этим было заниматься, многие действительно передовые разработки, которые вы сейчас видите, давно лежали по пыльным ящикам. Дело в том, что нефтяное лобби очень сильно, им ничего не стоит заплатить очень много денег для того, дабы данное передовое изобретение в области альтернативных источников энергии так и осталось на бумаге, ведь, затратив миллионы долларов, арабы сохранят свои миллиарды. Сейчас, правда, ситуация изменилась, и нам хочешь не хочешь приходится выводить на рынок двигатели, не потребляющие углеводороды. Ездить-то на чем-то надо, бензин скоро станет вообще недоступным» - такие мысли высказал мне японец, с которым мы познакомились на стенде одного из ведущих национальных автопроизводителей. Визитку свою мне он не дал и быстро слинял. Наверное, испугался, что наговорил лишнего, хотя и по делу.

Токио - Москва