Вторник, 20 Окт. 2020

Клевые тачки

Ваше мнение

Чьему производителю авторезины Вы доверяете?
 
Новая трансмиссия ZF представлена до официальной премьеры

На пресс-конференции во Фридрихсхафене концерн ZF Friedrichshafen AG рассказал о новой трансмиссии модульной конструкции для тяжелых грузовых автомобилей TraXon, которая будет официально представлена лишь в конце сентября на выставке коммерческого транспорта IAA 2012 в Ганновере.

Под наименованием TraXon подразумевается абсолютно новая базовая коробка передач, а также модульная концепция системы в целом, которая позволяет использовать несколько модулей привода с базовой коробкой передач. Как отмечает производитель, новая коробка способна «без каких-либо компромиссов в удельной мощности» передавать крутящие моменты, значительно превышающие 3000 Нм, и поэтому будет интересна также для рынков, где работают тяжелые грузовики с полной разрешенной массой 60 тонн.

TraXon будет поставляться в версиях с 12 или с 16 передачами. Обе версии имеют модификации с прямой или повышающей передачей, в последнем случае – с особенно «длинными» передаточными числами высшей передачи, сообщили в концерне. При этом все варианты базовой коробки отличаются очень большим диапазоном передаточных чисел, что позволяет облегчить управление тяжелым грузовиком при маневрировании на низкой скорости. Соответственно, снижаются нагрузки на сцепление, благодаря чему оно меньше изнашивается. В конструкции АКПП также предусмотрен вариант с двумя дополнительными передачами заднего хода, что позволяет грузовикам в особых условиях – например, при строительстве дорог – на большой скорости проезжать задним ходом большие расстояния. При этом заявленная эффективность прямой передачи базовой коробки TraXon составляет 99,7%. Еще один немаловажный момент: инженерам ZF удалось значительно снизить уровень шума работы новой коробки по сравнению с AS Tronic – в среднем на 6 децибел.

Модульный принцип конструкции TraXon позволяет комбинировать базовую коробку с тремя разными модулями для режима старта и переключения. Кроме сухого одно- и двухдискового сцепления (последнее применяется для передачи особенно мощных крутящих моментов) ZF впервые предлагает для тяжелых грузовиков модификацию TraXon с гибридным модулем (TraXon Hybrid). Электромотор мощностью 120 кВт и разделительное сцепление позволяют реализовать такие функции гибридных систем, как рекуперация энергия при торможении, движение в «электрическом» режиме, кратковременное увеличение мощности и функция «старт-стоп». А при перевозках специальных грузов электрический двигатель может использоваться также для питания дополнительных агрегатов – например, для холодильных установок. При этом потребители электроэнергии в кабине водителя с модулем TraXon Hybrid могут работать и при отключенном двигателе.

В свою очередь комбинация базовой коробки передач TraXon с модулем двухдискового сцепления под названием TraXon Dual актуальна прежде всего для тяжелых грузовиков, занятых в дальних перевозках: при использовании в автомобиле с «длинным» рядом передаточного отношения заднего моста (именно такая конструкция используется в подобных случаях все чаще) они снижают расход топлива и уровень вредных выбросов.

На многотоннажных тягачах, даже с разрешенной максимальной массой более 70 т, базовая коробка передач используется также в комбинации TraXon Torque с блоком гидротрансформатора – элементом трансмиссии для трогания с места. Это обеспечивает выезд с места без износа сцепления даже с высокими входными крутящими моментами (до 3500 Нм), а также облегчает маневрирование на низкой скорости, отмечает производитель.

Кроме того, в систему TraXon можно встроить КОМ – коробку отбора мощности, которая по принципу «сэндвича» встраивается между коробкой передач и двигателем автомобиля. Такое решение особенно актуально для автомобилей с различными вспомогательными агрегатами, для которых – в зависимости от скорости движения – требуются очень высокие крутящие моменты (например, для специальных пожарных автомобилей, автокранов и бетономешалок).

«Для систем управления всеми модификациями системы TraXon инженеры ZF разработали единую программную платформу, – отмечают представители концерна. – Она работает с данными от многочисленных сенсоров, отслеживающих наклон дороги, направление поворота или частоту вращения двигателя, что позволяет реализовать инновационные функции трансмиссии, включая стратегию упреждающего переключения режимов движения, функцию наката, а также более комфортабельное маневрирование и трогание с места».

Стратегия упреждающего переключения режимов движения PreVision заслуживает отдельного упоминания. Благодаря подключению к GPS и интерфейсу для приема навигационных сигналов она позволяет исключить переключения, которые бесполезны в контексте данной местности: например, когда стандартная система управления коробкой передач на подъеме или перед крутым поворотом переключается на повышенную передачу только для того, чтобы сразу же после этого снова переключиться на пониженную передачу. На прямых же отрезках дорог с легким уклоном особенно полезна функция наката новой системы TraXon: АКПП переключается на нейтраль, кинематическая цепь в режиме наката размыкается, и двигатель работает на холостом ходу – таким образом, исключаются потери тягового усилия из-за моментов инерции, снижается расход топлива и выброс выхлопных газов. В то же время программа управления движением сразу распознает по топографической информации крутые подъемы/уклоны и вместо функции наката приводит в действие гидравлический тормоз-замедлитель (интардер), чтобы уберечь от износа рабочие тормоза.

«Новая коробка передач TraXon от ZF – это отклик на все мега-тренды, которые существуют в наше время в дальних перевозках, – отметил Рольф Лутц, член правления ZF Friedrichshafen AG, ответственный за развитие технологий для коммерческих автомобилей. – Максимальная вариативность благодаря многочисленным модификациям позволяет снизить эксплуатационные расходы в очень широком спектре применения, так как эта коробка передач повышает надежность и снижает расход топлива».

Благодарим ZF Friedrichshafen AG и представительство ZF в России за организацию пресс-тура.