Китайцы разжигают автомобильную рознь |
![]() Территориальный спор вызвал в Китае всплеск антияпонских настроений Массовые антияпонские выступления, охватившие в последние дни Китай, вынуждают крупнейшие японские автокомпании сворачивать производство в этой стране. Автогиганты Honda, Toyota и Nissan несут убытки не только от незапланированного простоя и падения спроса на их продукцию - на фоне народных волнений котировки их акций резко падают в цене. Ведущие японские предприятия, в том числе и автоконцерны, вынуждены приостанавливать работу своих заводов в Китае из-за массовых антияпонских волнений, вспыхнувших там на фоне территориального спора между двумя странами. Выяснение принадлежности небольших островов Сенкаку (китайцы называют их Дяоюйдао), расположенных в Восточно-Китайском море, серьезно осложнило взаимоотношения двух стран. Массовые выступления против Японии начались в начале сентября и быстро захлестнули ведущие китайские города. Масла в огонь подлила новость о том, что правительство Японии выкупило спорные острова у частного владельца - японской семьи Курихара, что вызвало бурю возмущения в Китае. Посольство страны в Пекине сейчас осаждает многочисленная толпа возмущенных китайцев, в других городах люди атакуют японские рестораны и другие предприятия, громят автомобили японского производства. Также отмечены случаи нападения и на граждан Японии, вследствие чего правительство страны рекомендовало своим поданным в Китае принять меры безопасности и как можно меньше не выходить на улицу. В понедельник замглавы Китайской ассоциации автодилеров Ло Лэй заявил, что дилерские центры автопроизводителей Японии в КНР закрываются из-за того, что некоторые из них подверглись нападениям протестующих граждан. Кроме того, многие китайцы теперь боятся покупать японские машины по соображениям безопасности. «Последствия стихийных волнений можно быстро исправить, но гораздо больше времени и усилий нужно, чтобы ушли враждебные настроения против японских автомобилей. За десять лет, которые я работаю в ассоциации, я не видел, чтобы японские дилеры несли такие потери», - сказал Ло Лэй, добавив, что окончательный ущерб пока подсчитывается. «Чем дольше продолжается конфликт двух стран, тем больше антияпонских настроений будет распространяться среди обычных потребителей, - считает эксперт шанхайского офиса маркетинговой компании Ipsos Клаус Паур. - В этой политически чувствительной ситуации японские производители вынуждены сокращать маркетинговые и коммуникационные мероприятия, что, в свою очередь, значительно ослабляет их бренды и открывает новые возможности для конкурентов». По его мнению, несмотря на жесткую риторику, обе страны не заинтересованы в серьезном конфликте, а значит, японские компании в Китае вряд ли будут терпеть убытки в долгосрочной перспективе. С новой силой волнения разгорелись во вторник - в Китае отмечают День памяти о событиях 18 сентября 1931 года, когда японские войска вторглись в Маньчжурию. Руководство Минобороны Китая заявило сегодня, что готово решить территориальный спор с Японией, в том числе и военным путем. Крупнейший автогигант мира Toyota, опасаясь за безопасность своих сотрудников, закрыл три сборочных цеха и еще шесть заводов в Китае. «Ряд заводов будет работать, ряд не будет», - цитирует представителя компании агентство «Интерфакс». Компания Honda объявила о приостановке работы четырех своих заводов в КНР на два дня. Запущенные вместе с китайской стороной предприятия имеют производственную мощность в 820 тысяч машин. Nissan приостановила производство на двух из трех заводов в этой стране. Mazda объявила во вторник, что останавливает свой завод в Нанкине на четыре дня. Аналогичные меры вынуждены принимать Panasonic, Canon и другие крупные компании. На фоне вспыхнувших беспорядков начали дешеветь акции японских компаний. Так, котировки Nissan Motors упали на 5%, Honda Motors - на 2,5%. Котировки ритейлера Fast Retailing, которому принадлежит бренд Uniqlo, потеряли 7%. Ежегодный торговый оборот между Китаем и Японией составляет $342,9 млрд. Пока продажи японских автомобилей в Китае стремительно падают, немецкие, американские и южнокорейские марки наращивают обороты. В августе их продажи выросли более чем на 10%. |