Про Шины. Немного об экономичных покрышках |
Экономичные покрышки? А что это такое? Ой, а они что, реально снижают расход топлива? А как они это делают? За счет чегоКакими своими качествами они жертвуют в обмен на то, что становятся экономичными? А как за ними ухаживать, чтобы они не теряли свое основное качество? Об этом - наш очередной материал из цикла «Шины: Вопрос-Ответ». - В рекламных буклетах производителей шин, постоянно попадаются фразы вроде «отличаются экономичностью», «снижается расход топлива», иногда даже приводятся цифры. Но что именно, какие параметры определяют эту самую «топливную экономичность» шин? ![]() - В теории вопрос выглядит так. При прочих равных условиях (масса, скорость, траектория движения автомобиля, внешняя среда) эта самую «топливную экономичность шин» определяет т.н. их «сопротивление качению» - чем меньше его величина, тем шины «легче катятся», и тем, соответственно, меньше расходуется горючего. На уровне конструкции шины ее «сопротивление качению» задается целым рядом параметров. Основную роль здесь играют характеристики упругости материалов шины - и у беговой части протектора и у боковин. Каждая шина в рабочем состоянии имеет т.н. «пятно контакта с дорогой» - область беговой части протектора, которая из округлой приобретает плоскую форму, соприкасаясь с покрытием. В движении эта область деформации постоянно с большой скоростью перемещается по окружности шины. И, говоря упрощенно, насколько «легко», с наименьшими потерями на преодоление внутренних деформаций, материалы шины позволяют перемещаться пятну контакта и зависит сопротивление качению. Свою лепту вносят и сцепные свойства протектора - беговая часть должна не только хорошо «удерживать» в плоскости касания, но и при перемещении пятна контакта легко выходить из зацепления с покрытием. Продвигаясь ближе к практике, можно отметить пару моментов. Так, среди шин одного внешнего диаметра, большее сопротивление качению, и соответственно, большую «прожорливость» будут иметь более широкие шины. Ибо теоретически, при прочих равных условиях, чем меньше пятно контакта шины с дорогой - тем легче она катится. Спортивные модели шин, предназначенные для езды на высоких скоростях, способствуют большему расходу топлива, что связано с особенностями состава резины, нацеленной на «прилипание» к дороге. |