Суббота, 20 Апр. 2024

Клевые тачки

Ваше мнение

Чьему производителю авторезины Вы доверяете?
 
Nissan: мне удобно

Эргономика современного автомобиля - точная и кропотливая наука. По крайней мере, так думают в дизайн центре Nissan.

Nissan: мне удобно

Наоки Ямамото не так стар - ему всего 39 лет, но его движения никак не назовешь легкими и раскованными. Напротив: садясь в машину, он с трудом наклоняется, неловко берется за руль и медленно разгибает ноги в коленях. Наоки одет в специальный костюм, имитирующий ограниченность движения и физических возможностей человека, вдвое старше самого специалиста по эргономике. «Конечно, это неудобно, - говорит Наоки Ямамото, - но чтобы реально понять суть проблемы, необходимо прочувствовать все на себе».

«Пониманию сути проблемы» в дизайн центре Nissan, расположенном в Атсуги (Atsugi, Япония), посвятили целый семинар. Здесь и был продемонстрирован один из многочисленных методов, которые используются дизайнерами-эргономистами для того, чтобы салоны будущих автомобилей стали более удобными.

Эргономика интерьера не так проста, как кажется на первый взгляд. Как понять, какая кнопка за что отвечает и как она работает? Где её найти? Как единая комбинация приборов может быть удобна для самых разных людей, больших и маленьких, молодых и старых, сильных и слабых, живущих в разных уголках планеты? И как себя ощущают эти люди в процессе взаимодействия с приборами управления?

Nissan: мне удобно
Nissan: мне удобно

Ощущения - эмоциональная реакция на то, что люди видят, трогают, слышат и ощущают в автомобиле - критичны для успеха любого дизайна. Например, какое усилие необходимо приложить, чтобы повернуть рукоятку? Что придает натуральной коже более приятное ощущение по сравнению с дерматином?

Если речь не идет о неудобстве, вызванной физической особенностью человека, поиск оптимально решения может затянуться. «Иногда мы час за часом просматриваем видеозаписи того, как разные люди делают одно и то же, - говорит Эцухиро Ватанабэ, Старший дизайнер. - Подобная скрупулёзная работа позволяет нам найти оптимальные решения для совершенствования автомобиля».

Иногда решение, напротив, оказывается удивительно простым. Например, маленькая стрелка около пиктограммы топливного бака поможет водителю прокатного автомобиля определить, с какой стороны находится заливная горловина, не выходя из салона. Скажете, мелочь? Пожалуй, да.

Для более детального и сложного анализа удобства интерьера и эксплуатации машин в целом ниссановцы представили и вовсе уникальную разработку - прототип BUI-2 "Best Usability Interior". По сути, это концептуальный салон автомобиля, заключенного в кузов модели Note, в котором использованы новейшие решения в области эргономики. «Логичный и удобный» - таким, по мнению специалистов Nissan, должен восприниматься интерьер BUI-2.

«Это именно та реакция, которую мы ожидаем, - Эцухиро Ватанабэ. - То, что вы видите, сев за руль, должно быть логично и понятно. Не нужно Руководство по эксплуатации, чтобы разобраться, что делать дальше».

Что же такого в концептуальном интерьере?


Nissan: мне удобно

Прежде всего, затейливой формы руль: компактный круг, не мешающий коленям и не закрывающий приборную панель. Спицы рулевого колеса в положении «4:30» и «7:30» (как на циферблате часов), поэтому водителю удобно сразу же положить руки на «три часа» и «девять часов» (безопасный, правильный хват). Ладоням ничего не мешает свободно скользить по ободу руля при повороте.

Руки могут постоянно быть в этом положении, и их не нужно отрывать от руля, что бы отрегулировать климат или громкость аудиосистемы: основные клавиши управления основными расположены тут же. Впрочем, такой подход к эргономике виден практически в каждом современном автомобиле. И обзорность, и удобство управления может сохраниться на должном уровне и без футуристичных ручек дверей, сложной формы руля или хитро скомбинированных приборов. Стоит ли так усложнять, менять проверенные решения?

«Обратите внимание, как по-разному люди берутся за ручку двери, - развеивает сомнения Эцухиро Ватанабэ, - мужчины берутся пальцами за ручку замка и толкают дверь локтем. Женщины берутся за ручку замка одной рукой и толкают дверь другой. Люди по-разному открывают правую и левую дверь».

«Мы увидели, - продолжает дизайнер, - что пальцы держат ручку замка под разными углами, поэтому необходимо сделать ручку такой формы, чтобы ее было удобно открывать из любого положения». Исследования в этой области привели к созданию простой и элегантной рукоятки в виде раковины устрицы, уже нашедшей свое применение на новых Fairlady Z и Nissan Cube.

Идя далее по этому пути, дизайнеры выяснили, что пассажиру необходима удобная ручка, чтобы открывать и закрывать дверь из салона. В результате была создана формованная ручка внутри дверной панели, параллельно нижней кромки окна. Под замком сделан дополнительный прилив, за который также можно схватиться, закрывая или открывая дверь.

Часть приведенных решений, конечно, видоизменяется, часть же в первоначальном виде доходят до конвейера. Цель одна - сделать новую машину удобней, комфортней предшественника.