Автобизнес по-шведски |
За последнюю неделю Volvo и Saab буквально не сходят со страниц прессы. Поводы неприятные - долги, сокращения и, наконец, перспектива банкротства. Впрочем, слухи о смерти «его величества» преувеличены. Хоть и не сильно. Как покупали шведов ![]() Не обязательно, что шведские бренды исчезнут бесследно и насовсем. По одному из возможных сценариев развития событий шведские компании отойдут к новым владельцам. Но и этот факт нельзя будет рассматривать как исчезновение скандинавского бренда, поскольку «конец шведской автопромышленности» наступил еще в 1999 году, когда Volvo отошел под руководство Ford. Saab на тот момент уже принадлежал General Motors. Американский автогигант GM давно подбирался к Saab, и уже к 1989 году ему уже принадлежало 50% этой фирмы. В 1996 году концерн, заключив договор с компанией-владельцем второй половины акций Saab, начал, а к февралю 2000 году окончательно завершил процесс приобретения автомобильной компании из Швеции. Компания Volvo несколько дольше удерживала свою независимость. Вплоть до февраля 1999 года, когда Ford Motor сообщила о том, что покупает Volvo Car за $6.5 млрд. ![]() Volvo помогут китайцы? В январе руководство Volvo подало официальный запрос в Европейский Инвестиционный Банк (European Investment Bank, EIB) с просьбой выделить 5 млрд шведских крон (около $570 000 000) для борьбы с финансовыми трудностями. Государство ответило согласием выделить 90% требуемой суммы, предложив Volvo самостоятельно найти оставшиеся 10%. Впрочем, даже этот заем не вернет компанию к жизни, и Ford по-прежнему будет искать для нее нового владельца. В середине февраля шведская ежедневная деловая газета Dagens Industri сообщила о том, что у Volvo уже нашлось целых три возможных покупателя. В их числе китайские концерны Dongfeng Motor Group и Chongqing Changan Automobile Co, а также «некая европейская компания». Более подробные предложения от потенциальных владельцев Volvo должны поступить к пасхальным праздникам, в апреле 2009. ![]() И Saab’ом уже интересуются General Motors выведет Saab Automobile из своих активов с 1 января 2010 года. За 19 лет, которые бренд принадлежит General Motors, он приносил прибыль лишь в один год. На сегодняшний день долги Saab уже достигают четверти миллиарда долларов, а к концу этого года, скорее всего, вырастут еще. Чтобы оттянуть банкротство, автопроизводитель собирается провести реструктуризацию и привлечь новых инвесторов, в число которых слухи записывают и Правительство Швеции. Но несмотря на то, что пресса уже вспоминает «все лучшее из жизни компании», сам автопроизводитель полон оптимизма. Исполнительный директор Saab Ян-Эйк Йонссон, заявил недавно на пресс-конференции, что «приобретением Saab интересуются многие, даже несмотря на то, что компания еще не вела активного поиска новых партнеров». ![]() Зачем Швеции спасать свою промышленность |